- профессия без которой не обойтись
Так уж получается, что в различных публикациях о пассажирском общественном транспорте особенно много внимания уделяется водителям. Разумеется, это ключевая фигура. От того как они работают, зависит настроение пассажиров и четкое исполнение маршрутов движения. Но при этом никак нельзя списывать со счетов и работу диспетчеров. Прежде всего это люди, которые дорожат своей профессией.
Наша справка: Судя по официальной документации диспетчер относится к категории сотрудников управления с правами руководителя по вопросам организации, учета и контроля пассажирских перевозок на автобусных маршрутах. Диспетчер должен соответствовать квалификационным требованиям, предъявляемых к уровню и характеру знаний и навыков, регламентирующих его профессиональную деятельность.
Диспетчер является старшим на конечных остановочных пунктах контролируемых автобусных маршрутов, осуществляющим функцию диспетчерского управления движением транспортных средств и оперативного контроля за регулярностью движения автомобильного транспорта общего пользования.
Так уж получается, что не все правила втискиваются в регламент. Например, сейчас в условиях пандемии, чтобы ни происходило, диспетчеры должны внимательно следить за соблюдением расписания движения пассажирских автобусов. Но еще им надо заботиться и о том, чтобы и у водителей и пассажиров были надеты медицинские маски.
В полной мере справляется с этими своими обязанностями диспетчер МКУ «Транспортное управление» А. В. Агишев. У Александра Владимировича солидный опыт работы диспетчером на 60-м маршруте. Он, как и другие диспетчера, дает постоянную информацию в ЦДС (центральную диспетчерскую службу). Это помогает заботиться о сокращении интервалов движения, чтобы не образовывалось пробок. При этом опытный диспетчер не забывает, чтобы после каждого маршрута непременно провели дезинфекцию автобуса. Все как положено.
Личное мнение о своей работе диспетчера высказывает М. Н. Грязнов. «Забот в нашей работе хватает-замечает Михаил Николаевич,- С раннего утра замечаю, что возле нашей остановки автобусов 93,8 и 95 снег и мусор возле него не убраны. Конечно, в такой ситуации автобусам трудно подъехать. Тут же мы с водителями наводим порядок. Недавно нас проверял «Ростехнадзор». Смотрели как мы проводим дезинфекцию, проверили как ведется и заполняется бортовой журнал. Претензий не возникло. На маршрутах у нас 23-24 автобуса. Рабочий день начинают четко по интервалу, чтобы пассажиры успели на работу и по своим делам. Как диспетчер, я забочусь, чтобы водители одели маски и не забыли про салфетки против бактерий.
Среди диспетчеров в МКУ «Транспортное управление» также выделяют работу Ильи Анатольевича Смирнина. За 10 лет он привык к своему 11-му маршруту, на котором курсируют 42 автобуса. За годы работы став профессионалом, привык четко выполнять свои обязанности, включающие четкое соблюдение графика на линии и заботу о том, чтобы последний автобус уходил четко по расписанию, не подводя ожиданий поздних пассажиров.
По ходу изучения работы диспетчеров никак нельзя обойти вниманием и роль женщины. У Наталии Буториной очень сложный участок работы на перекрестке улиц Московской и Чернышевского. Наталье Ивановне, из-за того что здесь много общественного транспорта, надо позаботиться о контроле за соблюдением интервалов. Внимательно следит она и за тем, чтобы автобусы дезинфицировали после каждого рейса. Не забывает проверить и документацию. На ее рабочем месте всегда все в порядке. Жаль только что недавно Наталия Ивановна приболела. Но можно не сомневаться, что, как только выздоровеет, вернется. Без нее на этом оживленном перекрестке трудно обойтись. Следит она и за тем чтобы, на этом участке не было послаблений тем или иным водителям. Все должно делаться четко по графику.
Следует также отметить и добросовестную работу на 53-м маршруте диспетчера П. В. Павлова. На этом маршруте Павел Валерьевич трудится уже 14 лет. Конечная остановка маршрута на Чернышевского, называется «Мой новый». Как замечает Павлов пассажиропоток уменьшается, когда студенты и школьники уходят на каникулы. Но как бы там ни было, рано утром и поздно вечером автобус ждет последних пассажиров. И еще важно, что есть здесь своя уборщица (зовут ее Нина Григорьевна). Она заботиться о том, чтобы, независимо от любых обстоятельств, продезинфицировать на конечном маршруте салон и обеспечить соблюдение санитарных норм.
По ходу общения с диспетчерами мне посоветовали обратиться в Простое товарищество ИП Деньжаков И.В. и АО «Хвалынское АТП» Его руководитель Игорь Викторович Деньжаков сразу подчеркнул, что он и сам смотрит, чтобы на автобусной остановке люди зря не толпились, и ехали комфортно от 6-го квартала и до центра города (ул Радищева). Речь идет о 73 маршруте, где задействованы 22 автобуса, Всего на маршруте трудится около 35 водителей. Коллектив дружный особой текучести нет. Средний возраст водителей от сорока до 55 лет. Есть и помоложе. Именно их диспетчер Р. К. Джураев в первые дни работы стажирует, благо опыт есть 6 лет водителем работал и вот 4 года как диспетчер.
По ходу дела Рустам Камилович четко замечает все, что происходит на маршруте.. Кто во сколько пришел на смену и до какого времени работает. Забота диспетчера проверять чтобы в автобусе были наклеены табло с информацией о маршруте движения и другие необходимые сведения. Диспетчер заботится также чтобы правильно были заполнены путевки водителей и их учетные листы. путевки, учетные листы, чтобы все отвечало требованиям к водителю. Одними из первых на этом маршруте внедрили прием банковских карт в автобусе. Без работающего терминала в рейс не выпустят.
И что особо подчеркнул диспетчер, до последнего времени в коллективе удается обойтись без короновирусных заболеваний. И это тоже забота диспетчера. Как поясняет Рустам Камилович , если он замечает, что кто-то из водителей вдруг приболел, его в рейс не выпустят. Отдохнет день-другой и уже поздоровевший после проверки врачом (без этого не обходится) приступает к своей каждодневной работе.
Оценивая значимость деятельности диспетчеров следует заметить, что многое здесь зависит от работы, связанной с диспетчерским управлением.
Наша справка: Это управление включает в себя: мониторинг работы муниципальных маршрутов: начало и окончание движения по маршрутам; соблюдение схем движения; -оперативный контроль состояния обслуживания пассажиров, обеспечение работы «Горячей линии» и многое другое.
Практически в диспетчерскую службу стекается информация как организована работа на маршрутах. Учитывается координация действий, как соблюдается график движения. Бывает, что в студеную зиму снега может навалить очень много. Убрать не успели. Получается, вместо двух дорог задействована одна и автобусы идут в объезд. Разумеется, такого рода вопросы, спорные моменты не остаются без внимания и делается все, чтобы их поскорее решить. Впрочем, не забывают здесь и о мелочах, когда например кто-то забыл или потерял свои вещи, документы. Можно не беспокоиться, помогут найти и вернуть владельцу. А еще здесь проявляется забота о льготных категориях граждан чтобы им было предоставлено место в автобусе и при этом проявлялись элементарная забота и внимание.
Так что забот у диспетчеров хватает. Будем надеяться, что в нынешнем году уровень работы заметно возрастет. И это будет хорошим подарком для пассажиров.
На снимках: На пассажирских маршрутах Саратова.